www.infectology.ru
Новое:  Анизакидоз Актуально: Клещевые инфекции ISSN 1609-9877
  Главная/Новости
Поиск по сайту Поиск на сайте  
Вопросы:: Вы можете задать свой вопрос специалистам в области инфекцинных болезней и паразитологии.
Для всех:
Инфектология для всех
Новые книги
Советы путешественнику
Календарь прививок
Глистные инвазии человека New!
Мифы и легенды
Реестр специалистов
Последние новости: RSS 2.0

22.10.16 В США началась эпидемия венерических инфекций

22.10.16 В Москве количество ВИЧ-инфицированных выросло вдвое

24.10.15 В ВОЗ собираются провести пробные испытания первой вакцины от малярии на детях

28.04.14 Массовая вспышка дизентерии в Новоуткинске.

21.04.14 Обновлены требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней в России

Обучение:
Реклама:
Мультимедиа:
CD "Руководство и атлас по инфекционным и паразитарным болезням человека", 2008 год New!
Найди себе доктора!
Для студентов:
Симптомы и синдромы
Справочники и пособия
Вопросы и ответы
Для специалистов:
Компетентное мнение
Руководящие документы
Справочники и пособия
Статьи и обзоры
Авторефераты
Реестр специалистов
Визитные карточки
Синдромы и симптомы
Микроскоп от А до Я
Новые книги
Конференции
Общества
О "Вестнике..."
Сайты:


Маленькие тайны большой микроскопии. Занятие 1 На основную страницу

Занятие первое!

Развитие техники и технологии промышленного производства предполагает переход на качественно новый уровень тех областей науки, которые пользуются результатом этого процесса. В данном случае речь идет о направлениях медицины, которые в своей работе применяют микроскопические исследования.

В мировой практике проведения клинико-диагностических работ наблюдается вполне определенная тенденция, связанная с упрощением технологии проведения исследований анализов. С одной стороны, это традиционные методы микроскопических исследований, с другой стороны, использование тестовых систем и применение узкоспециализированных анализаторов крови, мочи и т.д..

Точность и качество получения результатов с помощью спектрофотометрических, фотометрических и других анализаторов определяется в большей степени двумя факторами - правильностью приготовления пробы и калибровкой (аттестацией) прибора. При этом результат является достаточно объективным, хотя и здесь отмечаются ошибки .

Естественно, что любая технологическая операция, основанная на субъективности восприятия и оценки, является источником более массовых ошибок. Это связано с человеком, его психофизиологическим состоянием - зрительским восприятием, состоянием здоровья и настроения. Субъективность методов является одним из основных источников ошибок наряду с приготовлением препаратов и настройкой, а также проведением операций обнаружения и собственно идентификации. На рис. 3 представлены основные объекты микробиологического анализа, которые проводятся на микроскопе.

Присутствуя на семинарах, конференциях и читая публикации, посвященные контролю качества, становится ясным, что говорят больше о тех проблемах и разбирают те ошибки в технологической цепочке (приготовление препаратов и их окраска, например), в которых больше разбираются специалисты - медики, занимающиеся аттестацией врачей-лаборантов.

Осмелюсь предложить небольшой тест для тех, кто работает с микроскопами.

1. Вы садитесь за бинокулярный микроскоп, Ваши действия:

а) настраиваю бинокулярную насадку, в соответствии с правилами эксплуатации,

б) раздвигаю окулярные трубки по глазной базе,

в) ничего не делаю.

2. Вам предлагается подобрать оптику микроскопа таким образом, чтобы Вы наилучшим образом получили изображение объекта, Ваши действия:

а) берется привычное сочетание и далее подбирается объектив и окуляр, исходя из пределов полезного увеличения микроскопа,

б) берется привычное сочетание и далее подбирается объектив ,

в) берется привычное сочетание и далее подбирается окуляр.

3. При работе с иммерсионным объективом изображение малоконтрастное и нечеткое, Ваши действия:

а) снимаю объектив и чищу фронтальную линзу,

б) прикрываю апертурную диафрагму в конденсоре,

в) ничего не делаю, продолжаю работу.

4. Вам необходимо настроить освещение, используете ли Вы наблюдение выходного зрачка объектива, как контрольный этап настройки?

а) обязательно,

б) не вижу в этом необходимости,

в) не знаю, что это такое

5. Вам необходимо получить изображение тонкой структуры объекта высокого разрешения, каким из объективов Вы воспользуетесь

а) 20х0,65

б) 20х0,50

в) 20х0,40

Каждый ответ “а” оценивается в 1 балл, “б”- в 2 балла, “в” - в 3 балла. Если общая сумма составляет до 6 баллов, то Ваши клиенты могут быть спокойны, вероятность допустить ошибку из-за неправильной настройки микроскопа у Вас минимальна. Если сумма от 6 до 10 баллов советую обратить внимание на Вашу работу с микроскопом. Если эта сумма более 10 баллов, настоятельно советую обратиться к нам через редакцию журнала. Вам просто необходимо пройти практический курс обучения на микроскопе.

Ниже приведены диаграммы ,   на которых   представлены результаты опросов врачей-лаборантов различных направлений лабораторной диагностики (Рис. 1), связанные с техникой  работы на микроскопе.  В общей сложности, в опросе принимало участие около 100 человек в разных регионах России.

Находясь по 6-8 часов за микроскопом, пользователь подчас не задумывается почему быстро устает на работе. И немалая доля утомляемости может быть отнесена за счет неправильной настройки микроскопа.

Из 100% опрошенных - 90 % респондентов испытывают  болезненные ощущения (Рис. 3), связанные с нервно-психологической функцией зрения. Оптико-механическая система микроскопа строит изображение на сетчатке глаза, который является таким же оптическим элементом. Как и линза, глаз участвует в построении изображения, подчиняясь  законам геометрической оптики и волновой теории. И также как оптический прибор неправильное его положение в цепочке "объект-изображение" ведет к соответствующим последствиям.. 

И если для прибора - это ухудшение качества изображения, то для человека - это к тому же и ухудшение самочувствия. 

Интересно, что после проведения обучающих практических семинаров (а они проводились в Минске, в Москве, Краснодаре и Новосибирске), 45,5% слушателей высказалось за проведение подобных семинаров 1 раз в год.

На мой взгляд, в каждой профессии есть свои секреты и приемы. В данном случае, когда субъективность восприятия теснейшим образом связана с качественной оценкой, а между объектом исследования и его изображением расположен оптический прибор, то и ценится должен дороже тот сертификат врача-лаборанта или лаборанта, который кроме подготовительного курса по специальности, пройдет курс по практике работы на микроскопе.

Можно только приветствовать желание отдельных руководителей и ответственных по направлениям, которые ратуют за подобные семинары. Пока их немного - Центр госсанэпиднадзора Федерального управления медико-биологических и экспериментальных проблем (г. Москва), НИИ фтизиопульманологии как в г. Москве, так и в г. Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский Медицинский Университет им. Павлова ( бывший 1-й Медицинский). В первых двух учреждениях краткие обучающие семинары были проведены. В остальных - пока на уровне обсуждения. Проблем много и прежде всего - современная аппаратура.


© Коллектив авторов, 1998-2013, Почтовый адрес: 195009, Санкт-Петербург, а/я 16


 

Высококачественный доступ в Интернет предоставлен ГНУ "Вузтелекомцентр" и его структурным подразделением UniTel.

  ВНИМАНИЕ:  Информация, представленная на данном сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения, и не может служить заменой очной консультации врача!